Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ СОВРЕМЕННОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и структура прибыли как основного финансового
результата торговой организации
Финансовый результат представляет собой экономический итог хозяй-ственной деятельности современной организации, представленный в форме полученной суммы прибыли (либо убытка). Прибыль - важнейшая категория современной экономики. В реальности прибыль - основная цель функциони-рования любой коммерческой организации. Это связано с тем, что в качестве целевой функции коммерческой организации в условиях рыночных отноше-ний выступает максимизация получаемой прибыли [18, с.118].
Прибылью обеспечивается определенный уровень конкурентоспособ-ности коммерческой организации. Прибыль - важнейший защитный меха-низм, который предохраняет современную организацию от угрозы стать банкротом. Посредством накопленной прибыли коммерческая организация может быстрым образом повысить долю своих высоколиквидных активов, то есть восстановить уровень платежеспособности, образовать резервы.
В ст. 247 НК РФ от 05.08.2000 №117-ФЗ сказано, что в качестве объекта налогообложения по налогу на прибыль коммерческих организаций признаю сумму прибыли, которая была получена налогоплательщиком, а прибылью являются [1]:
- для российских организаций, которые не являются участниками консолидированной группы налогоплательщиков, - суммы полученных до-ходов, которые уменьшены на сумму произведенных расходов;
- для иностранных организаций, которыми осуществляется дея-тельность в РФ посредством постоянных представительств, - полученные по-средством данных постоянных представительств суммы доходов, которые снижены на величину произведенных указанными постоянными представи-тельствами расходов;
- для иного рода иностранных организаций – суммы доходов, ко-торые получены от источников в РФ. Доходы указанных налогоплательщи-ков определяют по ст. 309 НК РФ;
- для организаций - участников консолидированной группы нало-гоплательщиков - величина совокупной прибыли участников консолидиро-ванной группы налогоплательщиков, которая приходится на указанного участника и рассчитывается в порядке, определенном п. 1 ст. 278.1 и п. 6 ст. 288 НК РФ.
К. Марксом утверждалось, что прибыль является не только «превра-щенной формой прибавочной стоимости», но вместе с тем и реализованной прибавочной стоимости, которой пройдены не только стадия производства, но и стадия обращения [10, с.125].
Отечественным ученым В.В. Ковалевым в собственных работах указывается, что согласно экономическому подходу, прибыль - прирост капитала собственников организации [7, с.503].
В курсе микроэкономики сказано, что прибыль - разница между сум-мой совокупной выручки организации и совокупных затрат, разница между доходами и расходами [19, с.572].
Таким образом, можно утверждать, что прибыль – основная цель дея-тельности коммерческой организации, разница между доходами и расхода-ми.
Выделяют такие виды прибыли.
Валовая прибыль отражает конечный финансовый результат деятельности коммерческой организации и сумму прибыли от продажи товаров (работ, услуг), имущества и сальдо доходов и расходов от прочей ее деятельности [11, с.83].
Прибыль от продаж является разностью между суммой валового дохода за минусом сумм обязательных платежей и затрат на сбыт за определенный временной период [12, с.73]. Прибыль до налогообложения – прибыль от продаж, которая скорректирована на прочие доходы и расходы коммерческой организации. Чистая прибыль - под ней понимается часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении коммерческой организации после уплаты всех налогов в бюджет.
Механизм формирования и распределения финансовых результатов деятельности коммерческой организации может быть представлен так. На первом этапе коммерческая организация получает сумму общей выручки за проданную продукцию (товары, работы, услуги), после чего рассчитывают разницу между данной суммой выручки и постоянных платежей, которые представляют собой часть фиксированных (переменных) ее издержек (НДС, акцизы).
Результат, полученный на основании данного расчета, называется «Выручкой-нетто». На втором этапе происходит формирование суммы вало-вой прибыли, при расчете которой учитываются постоянные издержки пред-приятия. Таким образом, из суммы выручки-нетто вычитаются затраты на производство определенной продукции, то есть сумма ее себестоимости.
На третьем этапе происходит формирование величины прибыли от продаж. Ее определяют как разность между суммой валовой прибыли и всех операционных расходов коммерческой организации (затрат на рекламу, оплату труда управленческого персонала, непредвиденных расходов).
На четвертом этапе определяют сальдо прочих доходов и расходов коммерческой организации, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Исходя из этого, к прибыли от продаж прибавляется поло-жительное или отрицательное число, которое характеризует сальдо прочих доходов и расходов. Таким образом происходит формирование прибыли до налогообложения коммерческой организации. Наконец, на последнем этапе, происходит определение величины чистой прибыли. Для этого, к полученной ранее прибыли до налогообложения прибавляют суммы налоговых активов и вычитают из нее суммы имеющихся налоговых обязательств.
Полученный показатель чистой прибыли характеризует конечный фи-нансовый результат деятельности коммерческой организации за определен-ный период [3, с.147].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 [Электронный ресурс]: федеральный закон №117-ФЗ от 05.08.2000: принят ГД РФ 16.07.1998: по состоянию на 03.12.2023 г. СПС «Консультант Плюс». – Ре-жим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.
2. Аминова, А.Ш. Финансовые результаты деятельности предприя-тия: сущность, функции, задачи анализа [Текст] / А.Ш. Аминова, Ю.С. Холо-пова // Парадигма. – 2023. - №1-1. – С.3-6.
3. Герасимова, Е.Б.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельно-сти предприятия [Текст]: Учебное пособие / Е.Б. Герасимова, М.В. Мельник. – М.: Инфра-М, 2019. – 208с.
4. Гришаева, С.С. Теоретические аспекты формирования анализа финансовых результатов предпринимательской деятельности экономическо-го субъекта [Текст] / С.С. Гришаева // Вестник магистратуры. – 2023. - №6-1. – С.53-54.
5. Дорошенко, Д.А. Аспекты анализа уровня и динамики финансо-вых результатов деятельности предприятия [Текст] / Д.А. Дорошенко // Эко-номика и социум. – 2023. - №1-1. – С.227-230.
6. Ильичева, Д.Н. Анализ финансовых результатов деятельности организаций [Текст] / Д.Н. Ильичева // Студенческий вестник. – 2023.- №4-6. – С.65-66.
7. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика [Текст] / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2022. – 1104с.
8. Костяшина, К.А. Увеличение прибыли как важный фактор разви-тия предприятия [Текст] / К.А. Костяшина // Научно-образовательный потен-циал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. – 2022. - №18. – С.32-34.
9. Маныч, А.А. Направления увеличения прибыли, как обеспечение экономической безопасности организации [Текст] / А.А. Маныч // Студенче-ский вестник. – 2021. - №26-2. – С.7-9.
10. Маркс, К. Капитал [Текст] / К. Маркс. - М.: АСТ, 2022. - 544с.
11. Мочаева, Т.В. Экономика организации и менеджмент [Текст] / Т.В. Мочаева. – М.: Инфра-Инженерия, 2022. – 112с.
12. Отварухина, Н.С. Экономика организаций в схемах и таблицах [Текст] / Н.С. Отварухина, М.С. Клименкова, Ю.Ю. Отварухина. – М.: Про-спект, 2023. – 96с.
13. Савран, В.В. Анализ состава, структуры и динамики прибыли организации [Текст] / В.В. Саран // Научный электронный журнал Мериди-ан. – 2021. - №5. – С.249-251.
14. Сисеналиев, Д.Е. Анализ прибыли [Текст] / Д.Е. Сисеналиев // Студенческий вестник. – 2021. - №32-2. – С.32-33.
15. Тебенькова, В.А. Понятие и сущность прибыли предприятия [Текст] / В.А. Тебенькова // Научный альманах. – 2021. - №12-1. – С.80-82.
16. Тен, Е.Э. Повышение прибыли и рентабельности предприятия [Текст] / Е.Э. Тен, О.А. Минаева // Стратегия и тактика управления предпри-ятием в переходной экономике: Сборник материалов XXII ежегодного от-крытого конкурса научно-исследовательских работ «Золотой росток». – Волгоград: ВГТУ, 2022. – С.92-94.
17. Чернышева, Ю.Г. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации) [Текст]: Учебник. – М.: Инфра-М, 2021. – 421с.
18. Чумакова, Е.А. К вопросу о прибыли в финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Е.А. Чумакова, Э.В. Хубуа // Парадигмы управления, экономики и права. – 2021. - №2. – С.118-128.
19. Экономическая теория. Микроэкономика – Части 1. 2 [Текст] / под общ. ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Дашков и К, 2021. – 934с.
20. Ястребова, М.А. Актуальность вопросов повышения прибыли предприятия [Текст] / М.Я. Ястребова // Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2022. - №12. – С.59-65.